Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
...
Реклама
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика


Информация на сайте может быть не актуальна!



Главная » 2010 » Апрель » 21 » «Наша новая школа» и образование будущего поколения страны
08:53
«Наша новая школа» и образование будущего поколения страны
Тезисы выступления Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики И.А.Шаповаловой на Форуме учителей Северо-Кавказского федерального округа 17 апреля 2010 г. в г.Нальчике 

Послание Президента РФ Федеральному Собранию.

Сегодня никого не надо убеждать в том, что инвестиции в человеческий капитал являются главным условием формирования инновационной экономики, или экономику знаний, в основе основ которой лежит образование. В связи с этим образование должно быть одной из исходных точек всех наших преобразований и соответствовать вызовам времени.

Одним из самых заметных разделов Послания Президента Российской Федерации стал анализ стратегии развития российского образования. Дмитрий Анатольевич обозначил ее как программу «Наша новая школа», основные положения которой будут реализованы уже в текущем году, объявленном, как известно, Годом учителя.

*
В рамках дискуссионной площадки «Наша новая школа» и образование будущего поколения страны прошло обсуждение вопросов:

влияние различных этнических и конфессиональных групп на систему образования и актуальность воспитания молодежи в духе толерантности, уважения традиций и культурам народов нашей страны;

культуротворчество в современном образовательном процессе;
непрерывное экологическое образование в контексте Президентской инициативы «Наша новая школа»;
развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования;
олимпиадное движение как фактор творческого, интеллектуального развития ребенка.
организация работы очно-заочных школ и профильных лагерей летнего труда и отдыха.

Все выступления и предложения, выработанные участниками дискуссионной площадки «Наша новая школа» и образование будущего поколения страны сданы в редакционную группу.

При обсуждении этих вопросов, отмечено, что поскольку религии вносили и вносят огромный вклад в формирование общественного сознания, несут большой духовный потенциал и система школьного воспитания должна быть ориентирована на морально-этические ценности, заложенные в вероучениях всех религий. Дети должны знать духовные ориентиры друг друга.

*
Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки КЧР и Ставропольской и Владикавказской Епархией Русской Православной церкви и Духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. 

*
Курс «История и культура традиционных религий народов КЧР»

Сегодня, как никогда, стало совершенно очевидным, что воспитание свободных граждан свободной России, которые понимали бы личную ответственность и свой гражданский долг перед обществом, духовно-богатых и имеющих надежный нравственный стержень, стало актуальнейшей проблемой. И здесь нужна систематическая, комплексная работа.

С 2005-2006 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкессии в X и XI классах ведется преподавание курса «История и культура традиционных религий народов КЧР» в рамках предмета национально -регионального компонента - «История и культура народов Карачаево-Черкесии». Предмет носит светский, культурологический характер. Занятия проводятся с учетом Российского законодательства, Устава лицея.

Преподавание курса обеспечивает взаимодействие образовательных учреждений с религиозными организациями в целях улучшения духовно-нравственного воспитания. Основой для такого взаимодействия являются Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки КЧР и Ставропольской и Владикавказской Епархией Русской Православной церкви и Духовным управлением мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья.



*
Центр духовно-нравственного воспитания «Лицей п. Медногорский».

В республике создан и функционирует на базе Лицея п. Медногорский –Центр духовно-нравственного воспитания .

Сегодня уже можно говорить о первых результатах работы Центра. Подтверждением эффективности его деятельности может служить отсутствие за последние годы в лицее правонарушений, усилении интереса у детей и их родителей к вопросам семьи, нравственности, духовности, возросла социальная активность учащихся.

За эти годы, благодаря ПНП «Образование», лицей дважды стал миллионером в 2006 и 2008 гг. за внедрение инновационных технологий; стал победителем во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в 2007 в номинации « Духовно-нравственное воспитание»; педагоги лицея стали победителями Республиканского и окружного (ЮФО) этапов конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2008 году. Воспитанники Центра - неоднократные победители различных республиканских и всероссийских конкурсов, проводимых Московским патриархатом и Благочинием церквей Карачаево-Черкесии; Рождественские рисунки детей были выставлены на выставке в Храме Христа спасителя в Москве, а затем отправлены в Нью-Йорк для выставок в храмах Русской Зарубежной Церкви. На различных мероприятиях республиканского, межрегионального и Всероссийского уровня работа Центра неизменно получает самую высокую оценку.

*
Комплексный экспериментальный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».  

В 2009 году Карачаево-Черкесская Республика включена в перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 -2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс включает в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.

Процесс подготовки и внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах. В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

*
Дни славянской письменности в Карачаево-Черкесии.

Традиционно, с 2004 года, в рамках празднования Российских Дней славянской письменности, в республике проходят «Дни славянской письменности и культуры в Карачаево-Черкесии». В эти дни проводятся Малые и Большие Кирилло-Мефодиевские чтения. В малых Кирилло-Мефодиевских чтениях участвуют учащиеся образовательных учреждений, в Больших Кирилло-Мефодиевских чтениях - студенты, учителя школ, преподаватели Вузов.

*
Дни здоровья.

Наряду с духовно-нравственным развитием школьников в учреждениях образования нашей республики большое внимание уделяется физическому развитию, активно внедряются в учебно-воспитательный процесс - здоровьесберегающие технологии. Традиционными стали проведение спортивных праздников, в рамках Всемирного Дня здоровья. В текущем году праздник прошел под девизом « Мы наследники Победы!».

Происходящие в стране позитивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, улучшением социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выводят на первый план необходимость интенсивного развития социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающих поколений.

*
Форум отцов.

Ежегодно, с 2004 года, по инициативе Министерства образования и науки и при активной поддержке Администрации Президента Карачаево-Черкесской Республики проводится республиканский Форум отцов - мероприятие родительской и педагогической общественности, главной целью которого является массовое вовлечение отцов в процесс воспитания, повышение роли отцовства в воспитании подрастающего поколения, пропаганда и развитие традиций семейного воспитания. Отличительной чертой форума является его массовый характер. Форум проводится в 4 этапа: 1 этап- классный; 2 этап – общешкольный; 3 этап - муниципальный;4 этап –республиканский.

По итогам форумов принимается Обращение участников, которое реализуется в течение всего года. Выпускается сборник материалов «Ответственное отцовство», который адресован широкому кругу читателей. Чествование лучших отцов проводится по итогам республиканского конкурса «Лучший отец года».

В средствах массовой информации ведется постоянная информационная поддержка основных идей форума. В целом, благодаря вовлечению отцов в воспитание детей, улучшилась дисциплина учащихся, усилился контроль за неблагополучными семьями, повысилось ответственное отношение отцов к исполнению родительских обязанностей. Важно подчеркнуть, что инновация нашей республики нашла свое продолжение на федеральном уровне и в апреле 2008 года в г. Москве прошел 1 Всероссийский Форум отцов, в работе, которого приняла участие делегация от Карачаево-Черкесской Республики. В этом году форум проводится в 6 раз и проходит под девизом « Вернем себя детям!».

*
Ассоциация лучших школ Карачаево-Черкесской Республики.

Опыт накопленный в образовательных учреждениях республики в воспитании подрастающего поколения становится достоянием всей педагогической общественности усилиями Ассоциации лучших школ Карачаево-Черкесской Республики, в которую вошли все школы –победители национального проекта « Образование».

*
Подвиг ученицы МОУ «СОШ № 13 г.Черкесска Дианы Тлисовой». 
Просмотров: 2171 | Добавил: Admin
Реклама
Разделы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики © 2017